Типы и направления использования шинопроводов + особенности их монтажа

Шинопроводы хорошая альтернатива традиционным методам проводки, проводами кабелями, в скрытом виде, в кабельканалах или открытым методом. Конструктивное исполнение шинопроводов позволяет быстро собирать и разбирать электрические цепи в помещениях любой конфигурации. В зависимости от вида шинопровода монтировать в схему элементы различного назначения, осветительные приборы, распределительные щиты и другое оборудование. В статье расскажем про типы шинопроводов направления их использования, дадим рекомендации по монтажу.

Область применения шинопроводов

Особенно активно шинопроводы применяются в торговых сетях, складских помещениях, на рынках и больших помещениях супермаркетов. При перестановке оборудования, холодильных установок, электрических мясорубок, светильников в системе легко меняется направление подачи электроэнергии к местам установки потребителей. На модульных конструкциях для освещения отдельных участков размещают прожектора различной мощности и декоративного оформления.

Обычно шинопроводы монтируют по периметру зала или в несколько линий над полом прямоугольными секциями. Часто шинопроводы используются в трансформаторных подстанциях для соединения выхода понижающего трансформатора с распределительными устройствами. Читайте также статью: → «Что такое шинопровод?».

Основные типы шинопроводных конструкций

Тип конструкции определяет место эксплуатации, производственное помещения, торговые залы или спортивные площадки, потребляемая мощность электроприборов подключаемых к проектируемой сети:

  • Магистральные шинопроводы используют для распределения электрических цепей, от основной магистрали к ним подключают распределительные щиты, шкафы. Отдельные электроприборы большой мощности, кондиционеры, электроплиты и другие электроприемники.
Пример размещения магистрального шинопровода на стене
Пример размещения магистрального шинопровода на стене

На трансформаторных подстанциях с мощностью от 1000 до 2500 кВА с токами 1600 – 4000А применяют шинопроводы серии ШМА. Более мощные варианты шинопрорводов серии ШМАД и ШМАДК в сетях постоянного тока на приводах электродвигателей прокатных станов, где токи достигают 6300А.

  • Распределительные шинопроводы предназначены для непосредственного подключения к ним электроприемников различного назначения.
 Секция распределительного шинопровода с отводами
Секция распределительного шинопровода с отводами

На обычных производственных объектах распределительная сеть собирается из шинопровода марки ШРА рассчитанного на токи 250 – 630А.;

  • Троллейная конструкция на шинопроводах ШТМ (200 – 400 А) позволяет устанавливать электроприборы, которые требуется перемещать в процессе эксплуатации, монорельсы с талью или подъемные краны, другие установки;
 Основные элементы троллейного шинопровода
Основные элементы троллейного шинопровода
  • Осветительные шинопроводы применяют для подключения светотехнических устройств или маломощных приборов. Эти цепи не предназначены для больших нагрузок поэтому применяется шинопровод марки ШОС выдерживающий токи 25 – 63 А.
Один из вариантов трекового осветительного шинопровода
Один из вариантов трекового осветительного шинопровода

Преимущества перед другими видами проводки шинопроводных электроцепей

Не зависимо от типа конструкции, условий монтажа и дальнейшей эксплуатации все шинопроводы обладают удобными свойствами для потребителей:

  • Стандартные формы и разъемы соединяющихся элементов, что позволяет быстро собирать и разбирать шинопровод любой формы;
  • Удобно транспортировать разобранную систему при переезде на другой объект;
  • Высокая надежность в процессе эксплуатации, компактные составные части всегда легкодоступны для осмотра;
  • Менее горючие материалы по сравнению с проводами и кабельной продукцией, при нагреве отсутствуют испарения ядовитых составляющих;
  • Конструкция имеет эстетичный внешний вид и удачно вписывается в различные интерьеры;
  • Прямоугольная форма токопроводящих частей снижает сопротивление и ограничивает реактивную составляющую энергии, что обеспечивает более экономичный режим работы. На производственных участках это очень важный показатель.
  • Алюминиевые корпуса шинопроводов отлично отводят тепло и работают как радиаторы, не позволяя токопроводящим частям сильно нагреваться;
  • Конструкция имеет высокую степень защиты от пыли, грязи и влаги IP55. Экранирующие свойства алюминия исключают влияние электромагнитных излучений на персонал и высокоточные электронные приборы расположенные поблизости;

Надо отметить, что не все осветительные модели шинопрводов имеют защиту IP55 и обладают хорошими экранирующими свойствами, но остальные качества им присущи. Некоторые производители гарантируют при соблюдении правил эксплуатации надежную работу своих изделий в течении 25 – 50 лет.

Высокую цену шинопроводных цепей можно посчитать как недостаток, но при длительной эксплуатации и необходимости переездов в другие здания или помещения затраты оправдываются. Особенно для производственных компаний при размещении оборудования и осветительных систем. Практически во всех случаях при установке станков, швейных, токарных или другого назначения к каждому подводится электропитание и освещение.

При переезде с одного места в другое, скрытую проводку с распределительными коробками из стен вырывать и забирать с собой ни кто не станет. Устанавливать в новом здании под свое оборудование новую электросеть не дешево, поэтому шинопроводные системы в этих случаях считаются оптимальным вариантом. Составные части быстро разбираются, перевозятся и собираются на новом месте по той схеме, которая соответствует местным условиям.

Проектирование и особенности монтажа

Есть стандартные комплекты для сборки шинопроводов, но особенности рельефа помещений и расположение различных объектов потребляющих электроэнергию не всегда дают возможность использовать эти комплекты с максимальной эффективностью. В процессе монтажных работ приходится делать некоторые доработки, чтобы избежать лишних затрат времени и сил, предварительно проводится (ППЭР) проектирование монтажных работ. В которых тщательно учитывают размеры и формы всех элементов шин и опорных конструкций с привязкой к местным условиям прокладки линии. Читайте также статью: → «Подключение электроустановок на главную шину заземления».

При необходимости делаются чертежи с изометрическим отображением пространства (в трех плоскостях) с подробным описанием деталей. При этом учитываются общин требования монтажа и условий дальнейшего обслуживания, опорные элементы не должны размещаться к потолочным перекрытиям ближе 700мм. В отдельных случаях допускается расстояние до 350 мм, при условии, что в этом месте не будет сварочного или болтового соединения шин. Продумываются маршруты доставки секций в помещение, необходимые подъемные механизмы и рабочие площадки на них, для монтажных работ на высоте. Проектная документация передается на завод изготовитель, на основании которой делаются все основные элементы шинопроводной сети конкретного объекта. Такой метод значительно сэкономит время и трудозатараты на монтаж шинопровода в производственных помещениях.

Производители поставляют изделия в комплекте согласно заданной спецификации проекта, не зависимо от конкретного заказа везде есть общие элементы шинопроводов:

  • Прямые секции;
  • Фигурные элементы;
Сочетание прямых секций с фигурными элементами
Сочетание прямых секций с фигурными элементами
  • Конструкции опор;
  • Элементы крепления шин на опоры;
  • Изоляционные материалы для стыков и другие.

В большинстве случаев комплекты упаковываются в деревянную тару, элементы смазаны техническим вазелином и завернуты в упаковочную бумагу.

Монтаж распределительных шинопроводов

В большинстве стандартных проектов монтаж осуществляется в два этапа:

  • Устанавливаются опорные конструкции;
  • Крепятся и соединяются секции шинопроводов.

Шинопроводы монтируются в максимальном приближении к подключаемому оборудованию. Оптимальный вариант установки, вдоль ряда электроустановок в вертикальной и горизонтальной плоскости. Чаше всего в качестве опорных элементов конструкции используются:

  • Напольные стойки У2082 высотой 2.5м;
  • При монтаже на колонах и стенах используются кронштейны У2081, У2082;
  • Для подвесных конструкций применяют подвесы У2080.

В подвесном состоянии между стенами или колонами через каждые 3 метра устанавливается тросовый подвес У1459 или У2080, при необходимости для оттяжки используют стальную проволоку Ø – 6мм.

Перед началом монтажа производится визуальный осмотр секций шинопровода с целью выявления механических повреждений, чистоты шин в местах соединения. Потряхиванием секций определяют отсутствие внутри кожуха посторонних предметов и осколков от разрушенных изоляторов, что может случиться в процессе транспортировки. Нулевая маркировка на кожухе должна располагаться в верхней плоскости при укладке на опорные стойки.

Совет №1. Токопроводящие шины стягиваются болтовыми соединениями, первая протяжка делается с усилием 40 кг, после чего болт отпускается и протягивается вторично с усилием 20 кг. Для точности измерения силы рекомендуется использовать динамометрический ключ. Это обеспечит долговременное электрическое соединение шин.

Места соединений закрываются крышками кожуха, которые крепятся винтами, соединение должно быть надежным, по кожу осуществляется заземление шинопровода. Многие современные марки имеют пластиковый ПВХ кожух, в этих случаях заземление осуществляется по отдельной, внутренней РЕ – шине.

Питание к сети распределительного шинопровода заводится кабелем через вводные секции У2021 – 250А, У2057 – 400А или У2077 – 600А, сечение кабеля должно соответствовать току предполагаемой нагрузки. Вводные короба ставятся на концах магистрали или в любом месте стыковки секций. Отводы от распределительных коробов шинопровода к электроустановкам делаются кабелями в металлических трубах, которые подключены к контуру заземления. Читайте также статью: → «Особенности конструкций проводов, кабелей и шнуров, критерии выбора».

Монтаж троллейных шинопроводов

Совокупность типовых элементов, угловых и прямых секций позволяет собрать любую троллейную трассу. Конструкция секций предусматривает только горизонтальное расположение, крепятся через каждые 3 метра, на поворотах и в местах установки соединительных муфт. Профильные медные шины соединяются специальными зажимами, кожух закрывается в местах соединения специальными планками на болтовые соединения. Есть несколько видов опорных конструкций троллейного шинопровода:

  • Напольные стойки;
  • По стенам устанавливаются кронштейны;
  • На металлических, железобетонных балках под перекрытием;
  • На подкрановых балках.

Напольные троллейные стойки К778 размещают линии по верхней части на траверсах из профильной стали. По стойкам можно прокладывать две линии на расстоянии 1.5 м, между стойками допускается расстояние не менее 6 м. Как несущий элемент используется 30х60 мм, прямоугольная труба, закрепленная между стойками на траверс. Через каждые три метра секции шинопровода фиксируются к несущей трубе перфорированной полосой.

При настенном размещении используется кронштейн К776, они крепятся к стенам дюбелями в конструкции, которых предусмотрена распорная гайка. Длина кронштейна 270 мм, линия шин укладывается на расстоянии 20 см от стены.

На некоторых производствах применяют транспортные тележки с электроприводом, в этих случаях шины прокладываются вдоль стен в нишах глубиной до 40 см. Бугель, завязанный на токосъемную каретку, передвигается с тележкой вдоль стены, таким образом, осуществляется питание электромотора. Для ограничения движения на краях магистрали устанавливаются концевые переключатели. Одной из востребованных троллейных моделей шинопровода является Bafen и Технотрон

Подкрановая конструкция троллейного шинопровода «Технотрон»
Подкрановая конструкция троллейного шинопровода «Технотрон»

Конструкции размещенные под перекрытием имеют П – образную перфорированную форму, основанием крепится к перекрытию, к нижней части профиля фиксируются секции шинопровода.

Отдельные элементы на троллейный шинопровод «Технотрон»
Отдельные элементы на троллейный шинопровод «Технотрон»

Производители марки Технотрон делают несколько модификаций шинопровода с различными размерами и электрическими параметрами.

Технотрон 21-465(-01)
Количество шин5 или 4
Габариты ПВХ кожуха одной секции 3945Х40Х54 мм
Габариты шины3996Х13Х2,6мм
Ток до…100 А
Напряжение до… 600 В
Материал шиныМедь марки А10

 

Технотрон 21-465-08(-09)
Количество шин 5 или 4
Габариты ПВХ кожуха одной секции 3945Х40Х54 мм
Габариты шины3996Х13Х18,2 мм
Тока до… 60 А
Напряжение до… 690 В
Материал шинМедь марки А10

Монтаж осветительных шинопроводов

Большой популярностью на производствах, где требуются яркая освещенность, пользуются осветительные шинопроводы марки ШОС. Это объясняется приемлемой ценой на комплект изделия, простотой сборки и надежной эксплуатацией, кроме осветительных приборов можно подключать маломощные электоприборы.

Весь монтаж можно разделить на три стадии:

  • Установка опорных элементов для несущей конструкции шинопровода;
  • Монтаж секций шинопровода на опорную конструкцию, соединение медных шин между секциями;
  • Установка и подключение к шинам осветительных приборов.

В большинстве случаев в комплект поставки входят собранные блоки, на несущей металлической трубе, квадратного профиля. Блоки с секциями шинопровода и светильниками крепятся к опорам через каждые 3 метра, устанавливаются на стенах, между колонами, под перекрытиями по технологическим линиям, трубам, фермам и другими конструкциям.

Типовые элементы крепления для шинопровода ШОС 67

Функциональное назначениеКонструкция и маркаВес в гр.
Для крепления секций на на шинопроводах другого типа ШРАХомут гибкий К544100
Крепление секций на(стены, потолки, кронштейны) жестких основанияхСкоба жесткая К47450
Для фиксации в подвешанном состоянии светильника на шинопроводе ШОСХомут с крючком К470120

Совет №2. В некоторых случаях, при больших количествах светильников крепления делают чаще, на расстоянии меньше чем 3м, исходя из расчета не более 12 кг на 1 м линии.

Как и с другими видами шинопровода монтаж выполняется последовательно:

  • Внешний осмотр секций или отдельно собранных блоков на отсутствие механических повреждений, на кожухе, деформации концов шин в местах стыковки, розеток для светильников;
  • Делается разметка и закрепляются опорные элементы так чтобы штепсельные розетки на светильниках соединялись с штырями на секциях шинопровода.
  • Болты крепления розеток перед соединением расслабляются, после стыковки жестко затягиваются.

 

Рисунок справа показывет комбинированный вариант крепления осветительного шинопровода ШОС 73 на распределительный шинопровод ШРА 73.

Один из современных вариантов размещение осветительного прибора
Один из современных вариантов размещение осветительного прибора на трековом шинопроводе.
  1. Секция распределительного ШРА 73 с соединительными разъемами;
  2. Соединительные разъемы осветительного шинопровода ШОС73
  3. Вилка под разъемы осветительной системы ШОС73;
  4. Провода от шин к светильнику;
  5. Кронштейн;
  6. Плафон светильника;
  7. Подвеска для соединения кожухов ШОС73 с кожухом ШРА 73.

Для надежности соединения вилка вставляется в штепсельную розетку и прижимается болтами. Пятиштырьковая розетка с вилкой обеспечивают хороший контакт и безопасность, конструкция предусматривает первоочередное подключение заземляющего контакта, потом всех остальных.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос №1. Какой шинопровод поставить в швейном цеху?

При большом количестве рабочих мест надо ставить распределительный шинопровод от которого делать отводы к каждой швейной машине и незабывайте про осветительные приборы. Чтобы не тратится на дополнительный осветительный шинопровод предусмотрите подключение светильников над каждой рабочей площадкой. Если позволяют средства установите комбинированную систему, крепите элементы осветительного шиноапровода параллельно распределительному. Толщина шин зависит от потребляемой мощности всеми вашими приборами, смотрите таблицы выше.

Вопрос №2. Шинопровод размещаю в верхней части помещения, распределительный щит на полу. Подвести кабель к щиту или опустить секции шинопровода ниже?

Большого значения не имеет, но для надежности и этетического исполнения лучше шинопровод завести в шкаф или как можно ближе.

Вопрос №3. Каким сечением кабеля подключать шинопровод и материал проводов?

По последним требованиям ПУЭ алюминиевой проводки уже не используют, большинство шинопроводов имеют медные шины.

Пример подключения шинопровода на трансформаторной подстанции
Пример подключения шинопровода на трансформаторной подстанции

Для перехода с алюминиевых шин в старых распределительных шкафах используйте опресововочные гильзы. Сечение на кабеле и шинопроводе может быть разное, но выдерживать общую токовую нагрузку.

Вопрос №4. Можно на таль в тролейной системе установить прожектор, чтобы освещал рабочее место внизу?

Да теоретически это возможно, но требует отдельного описания и детали подключения зависят от модели шинопровода и тали. Лучше если этим будет заниматься специалист на месте.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Онлайн-журнал "Толковый электрик"
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: