Чем отличается заземление от зануления?

Отличие заземления от зануления значительное. Попробуем разобраться в этом вопросе. Зануление согласно ПУЭ – это преднамеренная защита, которая используется исключительно в промышленных целях и не должна практиковаться на бытовом уровне.

Чем отличается заземление от зануления?

Но все же, очень часто, в квартирах делается зануление. По всем прогнозам, такая система далека от совершенства и совсем не безопасна. Почему же тогда прибегают к такой крайней мере? Отчасти из-за недостатка знаний в этой области, или из-за безвыходной ситуации.

Во время ремонта квартиры  многие делают полный или частичный электромонтаж не только с целью удобства расположения розеток и выключателей, но и для замены изношенной электропроводки. Так же, современный человек желает  сделать свое жилье более безопасным, поэтому, пожелания заказчика сводятся к тому, чтобы в доме было заземление.

Что  используется в новостройках: заземление или зануление?

Новостройки по всем правилам обеспечиваются трехпроводным кабелем (фаза, ноль, земля) в однофазной системе и пятипроводным кабелем (три фазы, ноль, земля) в трехфазной системе, т.е. по системе заземления TN-C-S или TN-S. В таких системах занулением и не пахнет.

Система TN-C-S
Система TN-C-S
Система TN-S
Система TN-S

Можно ли в старом фонде сделать заземление?

Старый фонд очень редко подвергается реконструкции. Для того чтобы перевести с системы TN-C, т.е. двухпроводная система (фаза и ноль), на такие эффективные системы как TN-C-S и  TN-S, в которых предусмотрен защитный проводник РЕ (земля), своими силами практически не возможно. Модернизацией в основном занимается специализированная электротехническая компания.

Система TN-C
Система TN-C

В системе TN-C нет защитного проводника (земли).  Никто не станет тянуть из своей квартиры отдельный заземляющий провод  для того, чтобы сделать заземление, к примеру, в подвале. Хотя, некоторые решаются обеспечить себя заземлением, если квартира расположена на первом этаже. Но большинству населения такой маневр осуществить не представляется возможным.

Прежде чем подключить защитный проводник РЕ (земля) из квартиры, нужно определить, какие есть возможности.Определите наличие  заземления в щитовой, к которой можно подключить третий проводник. В щитовой должна быть либо заземляющая шина РЕ, либо все этажные щитовые должны быть соединены между собой металлической шиной, и в итоге подсоединены к общему контуру заземления дома, т.е. речь идет о повторном заземлении. Это дает возможность подключить к щиту заземляющий проводник из квартиры. Если эти два варианта отсутствуют, значит, в доме нет  заземления и в этом случае делают запрещенное зануление. Как уже было сказано ранее, такой метод в жилом секторе совсем не безопасен.

Как делается зануление?

Зануление не выполняет роль заземления, такая схема расчитана на эффект короткого замыкания. На производстве нагрузки более или менее  распределены равномерно, и ноль выполняет в основном защитные функции. Здесь нулевой проводник цепляют к корпусу электродвигателя. При попадании на корпус электродвигателя напряжения одной из фаз, произойдет короткое замыкание. В свою очередь, сработает на выключение автоматический выключатель или автомат дифференциальной защиты. Следует принять во внимание еще один неоспоримый факт —  все электроустановки на производстве соединены между собой металлической заземляющей шиной и выведены на общий контур заземления всего здания.

Можно ли сделать зануление в квартире?

Можно,но не нужно. Чем это грозит? Предположим ваше оборудование (стиральная машина,бойлер и др.) занулены. Если нулевой провод по каким-либо причинам обгорит или электрик случайно перепутал подключение проводов (вместо нуля подключил фазу), то ваше оборудование просто перегорит из-за большого напряжения.

Если вы запланировали электромонтажные работы в своем жилье, а затем узнаете, что в доме нет  заземления ни в каком виде, все же лучше прокладывать трехжильный кабель. Две жилы (фаза и ноль) подключаем планово, а вот третий проводник защитного заземления оставляем незадействованным до ожидания реконструкции стояков, где будет предусмотрено заземление.

Если вы все же надумали сделать в квартире зануление, нужно помнить, что вы берете на себя огромную ответственность. В любом случае, при наличии заземления или зануления, нельзя пренебрегать установкой защитной аппаратуры, таких как УЗО (Устройство защитного отключения) и ограничитель напряжения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Онлайн-журнал "Толковый электрик"
Комментарии: 52
  1. Александр О

    спасибо за информацию

    1. Борис Электрик (автор)

      Александр, всегда приятно доброе слово.

  2. Андрей

    Превосходная доступная для понимания подача материала!!! Браво! Это первый ресурс с такого рода понятными объяснениями, вот так надо в школах и универах начинать электричество преподносить!

    1. Сергей

      В БССР глухо заземлённая нейтраль.Чем отличается земля от нуля?

      1. Сергей

        Сергей, помоги мне дураку в этом разобраться.
        У нас в БССР глухозаземлённая.
        Не могу одарённым электриком доказать, что разность потенциалов равна нулю.
        Между нулём и землёй.

  3. сергей

    до 1000vзазеление а выше изолированная нетралъ-насколъко мне известно

    1. Борис Электрик (автор)

      ИЗОЛИРОВАННАЯ НЕЙТРАЛЬ
      — нейтраль трансформатора или генератора, не присоединенная к заземляющему устройству или присоединенная к нему через большое сопротивление приборов сигнализации, измерения, защиты и других аналогичных им устройств.
      В жилых домах подобная система не используется.

  4. Дима

    Благодарю, полезная информация!))

  5. Григорич

    Статья пробудила интерес к тому, чтобы разобраться более подробно в системах заземлений, для широты понимания и кругозора …

  6. сергей

    Так написано вравилах до1000в заземление а свше1000в изолированная нетралъ это я еше с фазанки помню ,или уже подзабыл.

    1. Борис Электрик (автор)

      Изолированной нейтрали будет посвящена отдельная тема, в двух словах и на пальцах не объяснишь, нужно рисовать схему.

      1. Сергей

        Не вникая в сопротивление НАГРУЗКИ помогите понять чем отличается заземление от нуля в Минской обл. (частота 50 Гц). Неужели я забыл закон Ома?

  7. сергей

    Админ будем ждать!

  8. Неверующий

    Заземление электроустановок бывает двух типов: защитное заземление и зануление, которые имеют одно и тоже назначение — защитить человека от поражения электрическим током, если он прикоснулся к корпусу элекроустановки или других ее частей, которые из-за нарушения изоляции оказались под напряжением.
    Ну нет в нормативах, что зануление запрещается! Да — не допускается но это не запрещается.

    По подобной схеме, в быту, при отсутствии заземления делают зануление, т.е. стиральная машина, электрический бойлер, если они занулены, могут таить такие опасности, при отгорание нуля или в другом случае электрик перепутал в место нулевого рабочего подключил фазу, таким образом на оборудовании может появится опасный потенциал.
    Что мешает линию идущую в квартиру сделать 3-х проводной (PEN проводник разбивается на N и PE)? Да в идеале лучше все когда разделено во вру но и такая защита тоже защита.

    1. Ищущий

      Админу- вообще то цель зануления согласно ПУЭ- обеспечение электробезопасности, а не отключение тока КЗ причем у заземления- такая же цель и довольно трудно выяснить различие между ними в системе TN-C-S…
      Хотя даже если в этой системе пен-провод подключается на ГЗШ но я бы назвал соединение корпусов электроприборов с ГЗШ- заземлением, а не занулением, а вы как считаете?

      Неверующему:это где интересно вы собрались разделять пен на ноль и пе? Уж не в квартирном ли щитке случайно?

      Полностью согласен с автором статьи- при замене ввода в квартиру делаем трехжильный ввод но жилу заземления нигде НЕ подключаем! Но устанавливаем УЗО для эектробезопасности!

      Статья замечательная, мне картинки больше всего понравились, неужели сами рисовали?

      1. Борис Электрик (автор)

        Здравствуйте Ищущий!
        Как не крути, зануление рассчитано на эффект короткого замыкания и с землей ни как не связано. Заземление — это тот способ, который позволяет отвести опасный потенциал в землю.
        Картинки авторские, большого труда для их создания не требуют. Спасибо за комментарий!

        1. Борис Бортсович

          Доброго времени суток!
          Даже если в доме еще нет,контура заземления но всё же на будущие мы закладываем трех жильный проводник,почему мы не подключается жилу PE на розетках ?

      2. Неверующий

        Ищущий, это как так УЗО поставить в TN-C? Просветите.
        Нет в этажном щите. Чтоб уж точно можно было поставить УЗО. Обоснуйте запрет не подключения жилы заземления (зануления). Выполняю все как на рисунке 1.7.3 (ПУЭ 7 изд.)И будьте добры объясните с чего вдруг нельзя в этажном щите сделать TN-C-S. Полазил по многим щитам после проверок ростех надзора, предписаний небыло чтоб изменить что либо т.е. не разбивать PEN на N и PE. Заранее прошу не не расказывайте мне про пьяного электрика. Он может все что угодно с подключениями сделать.

      3. 31217

        нулевой защитный с нулевым рабочим нельзя подключать только в один зажим подключаться они могут в разных точках

    2. Сергей

      Если на подстанции отгорает ноль, то и N и РЕ проводники оказываются под напряжением, и , соответственно, все корпуса электрооборудования в квартире

  9. Родион

    Админу! Статья поучительная, только уважаемый админ понятия вы совсем все перепутали. В ПУЭ как раз говорится, что в системах с глухозаземленной нейтралью использовать заземление без зануления запрещено. Т.е. в системах с глухозаземленной нейтралью используется зануление. Любой контур заземления должен быть соединен в нейтралью трансформатора (генератора) что бы обеспечить выравнивание потенциалов, для чего и предназначена ГЗШ (главная заземляющая шина). А проводники в системе TN-S называются рабочий нулевой проводник и защитный нулевой проводник, замечу про заземление ни слова. По этому не надо вводить в заблуждение людей. И перевести систему TN-C в систему TN-C-S можно прямо в подъездном щитке. Да конечно система TN-S более надежнее в плане электробезопасности по тому что рабочий ноль и защитный ноль разделены между собой на всем протяжении.

    1. Борис Электрик (автор)

      Родион, замечания может быть где то и справедливы, но очень уж абстрактно изложены. Если вы опираетесь на пуэ, то где иам сказано что можно делать зануление в подъездном щитке?

      1. Alex

        А как подключаются электроплиты в домах где нет заземления?

  10. леха

    здравствуйте. У меня в доме TN-C заземления и меня стиральная машинка ударила током, как мне действовать что-бы этого больше не произошло.

    1. Борис Электрик (автор)

      Здравствуйте! В любом случае, даже если есть заземление (система TN-C-S или TN-S) в таких системах, как правило, устанавливается узо или дифю автомат. При срабатывание системы защиты, ожидается устранение утечки тока, то есть ремонт оборудования. Во избежание поражения электрическим током, необходимо пригласить мастера для ремонта стиральной машины. В дополнение, даже в такой системе как TN-C, рекомендуется установка узо.

      1. леха

        благодарю. но в моем случае установка дифавтомата не будет ли лучшем вариантом?

  11. Александр

    Здравствуйте. Соседи перебили трехфазный кабель идущий к моему дому. После установки муфты, через некоторое время пропала одна фаза. Строители перекинули на этот провод ноль, а фазы пустили по целым. Можно ли использовать такую схему и чем это может грозить?

    С уважением, Александр

  12. Светлана

    Здравствуйте . Скажите а евророзетки достаточно для стиральной машины с отдельной линией от распред коробки.?Дом старый провода все одного цвета ,как различить где нулевая ?

  13. Андрей

    Здравствуйте
    Спасибо за статью и сайт в целом, но есть «но» и никакого «запрещено» к занулению, скорее наоборот.

    Из ПУЭ Издание 6
    —————————————————
    1.7.32. Для защиты людей от поражения электрическим током при повреждении изоляции должна быть применена, по крайней мере, одна из следующих защитных мер: заземление, зануление, защитное отключение, разделительный трансформатор, малое напряжение, двойная изоляция, выравнивание потенциалов.

    1.7.33. Заземление или зануление электроустановок следует выполнять:

    1) при напряжении 380 В и выше переменного тока и 440 В и выше постоянного тока — во всех электроустановках (см. также 1.7.44 и 1.7.48);

    2) при номинальных напряжениях выше 42 В, но ниже 380 В переменного тока и выше 110 В, но ниже 440 В постоянного тока — только в помещениях с повышенной опасностью, особо опасных и в наружных установках.

    Заземление или зануление электроустановок не требуется при номинальных напряжениях до 42 В переменного тока и до 110 В постоянного тока во всех случаях, кроме указанных в 1.7.46, п. 6, и в гл. 7.3 и 7.6.

    1.7.46. К частям, подлежащим занулению или заземлению согласно 1.7.33, относятся:

    1) корпуса электрических машин, трансформаторов, аппаратов, светильников и т. п. (см. также 1.7.44);

    2) приводы электрических аппаратов;

    3) вторичные обмотки измерительных трансформаторов (см. также 3.4.23 и 3.4.24);

    4) каркасы распределительных щитов, щитов управления, щитков и шкафов, а также съемные или открывающиеся части, если на последних установлено электрооборудование напряжением выше 42 В переменного тока или более 110 В постоянного тока;

    5) металлические конструкции распределительных устройств, металлические кабельные конструкции, металлические кабельные соединительные муфты, металлические оболочки и броня контрольных и силовых кабелей, металлические оболочки проводов, металлические рукава и трубы электропроводки, кожухи и опорные конструкции шинопроводов, лотки, короба, струны, тросы и стальные полосы, на которых укреплены кабели и провода (кроме струн, тросов и полос, по которым проложены кабели с заземленной или зануленной металлической оболочкой или броней), а также другие металлические конструкции, на которых устанавливается электрооборудование;

    6) металлические оболочки и броня контрольных и силовых кабелей и проводов напряжением до 42 В переменного тока и до 110 В постоянного тока, проложенных на общих металлических конструкциях, в том числе в общих трубах, коробах, лотках и т. п. Вместе с кабелями и проводами, металлические оболочки и броня которых подлежат заземлению или занулению;

    7) металлические корпуса передвижных и переносных электроприемников;

    8) электрооборудование, размещенное на движущихся частях станков, машин и механизмов.
    —————————————
    Не всегда и везде есть заземление, в этом случае всегда делаю зануление, согласно ПУЭ

    1. Сергей

      С 1 января 2003 года в нашей стране действует седьмое издание ПУЭ. Заземление и защитные меры безопасности электроустановок жилых зданий должны выполняться в соответствии с требованиями разделов 1.7 и 7.1.

  14. Борис Электрик (автор)

    Извините, комментарии Admina будут возобновлены с середины ноября.

  15. 7n

    Согласно ГОСТа (МЭК) PEN проводник можно разделить на РЕ и N и в квартирном щитке, если его сечение 16мм.кв. по алюминию или 10мм.кв. по меди.
    Шины или зажимы должны иметь отдельные точки подключения для соответствующих проводников РЕ и N, а не подключаться в одном месте под один болт или зажим.
    Шина N устанавливается на специальных изоляторах, а шина РЕ (ГЗШ) — закреплена прямо на корпус щитка(металлического). Последующее соединение проводников РЕ и N недопустимо.
    В любом случае PEN проводник должен быть соединен с контуром повторного(защитного) заземления, что, как правило, делается в ВРУ жилого дома. И, естественно, желательно (в некоторых случаях обязательно) установить УЗО+автомат либо диффавтомат.

    1. Борис Электрик (автор)

      ПУЭ не рекомендует подобную схему!

      1. Сергей

        ПУЭ рекомендует именно подобную схему.
        Глава 7.1. Электроустановки жилых, общественных, административных и бытовых зданий. Защитные меры безопасности: 7.1.68. Во всех помещениях необходимо присоединять открытые проводящие части светильников общего освещения и стационарных электроприемников (электрических плит, кипятильников, бытовых кондиционеров, электрополотенец и т.п.) к нулевому защитному проводнику.

        1. Борис Электрик (автор)

          Такая схема часто используется, хотя далека от совершенной защиты. Реконструкций в электросети многие и не ждут, и не надеются. В такой схеме, я бы рекомендовал, в обязательном порядке использовать УЗО и ограничитель напряжения.

  16. Ветеран

    По нашему ряду гаражей проводка 220в идет по трубе,местами разного диаметра,без сварки входят друг другу,к раме ворот приварены,потом труба уходит через дорогу под землей(не глубоко) обратно на верх к стене соседнего ряда,там коробка со ставкой,нулевой рабочий прикручен к корпусу.Однажды провод замкнуло в трубе- ворота под напряжением ,не смртельно,труба которая заходит в коробку тоже без сварки,свободно шевелится.Сейчас я у порога гаража забил 2 Угол-а 25на25 ,2,2м ,1.8м. сразу глина идет. Надо заземлить евро розетку,корпуса оборудования,надо делать другое заземление,меня интересует : минимальное растояние между этими заземлениями.

  17. Александр 2

    Возник такой вопрос от счетчика к к основным уличным проводам сколько должно идти проводом чтобы было предусмотрено заземление два или три?Если три тогда куда третий(заземление) подключать к нулю а тогда как быть с автоматом и УЗО там ведь опять два входа и выхода?

  18. Валерий

    Отлично написано))) Все понятно)

  19. Сергей

    @Автору: Ответ на утверждение «Две жилы (фаза и ноль) подключаем планово, а вот третий проводник защитного заземления оставляем незадействованным до ожидания реконструкции стояков, где будет предусмотрено заземление». Этот совет из книжки Остера «Вредные советы»! Во первых, в течение жизни пользователя «реконструкции стояков, где будет предусмотрено заземление» не будет. А установив по всей квартире розетки с третьим контактом, мы получаем на всех корпусах всех электроприборов потенциал более половины сетевого напряжения (через сетевые фильтры приборов, «пилоты» и пр.), и пользователя бъёт током везде и всюду. А при пробое изоляции — просто убивает.

    Теперь к многочисленным утверждениям в комментариях, что ПУЭ «запрещает» или «не рекомендует» делать защитное зануление. Это не так. Глава 7.1. Электроустановки жилых, общественных, административных и бытовых зданий. Защитные меры безопасности: 7.1.68. Во всех помещениях необходимо присоединять открытые проводящие части светильников общего освещения и стационарных электроприемников (электрических плит, кипятильников, бытовых кондиционеров, электрополотенец и т.п.) к нулевому защитному проводнику.

    1. Сергей

      + к этому 7.1.36. Во всех зданиях линии групповой сети, прокладываемые от групповых, ЭТАЖНЫХ и КВАРТИРНЫХ щитков до светильников общего освещения, штепсельных розеток и стационарных электроприемников, должны выполняться трехпроводными (фазный — L, нулевой рабочий — N и нулевой защитный — РЕ проводники).
      Не допускается объединение нулевых рабочих и нулевых защитных проводников различных групповых линий.
      Нулевой рабочий и нулевой защитный проводники не допускается подключать на щитках под общий контактный зажим.

      Поэтому систему TN-C-S можно выполнить, подключив РЕ-проводник в «какой-то» (из определения) части PEN-проводника от источника питания или трансформатора, т.е. можно даже в квартирном щитке. И не обязательно тянуть провод до подвала.

      «Новостройки по всем правилам обеспечиваются трехпроводным кабелем (фаза, ноль, земля) в однофазной системе и пятипроводным кабелем (три фазы, ноль, земля) в трехфазной системе, т.е. по системе заземления TN-C-S или TN-S. В таких системах ЗАНУЛЕНИЕМ и не пахнет.»

      система TN-S — система, в которой НУЛЕВОЙ ЗАЩИТНЫЙ и нулевой рабочий
      проводники разделены на всем ее протяжении.

      система TN-C-S — система TN, в которой функции НУЛЕВОГО ЗАЩИТНОГО и нулевого рабочего проводников совмещены в одном проводнике в какой-то ее части, начиная от источника питания.

      Защитное ЗАНУЛЕНИЕ в электроустановках напряжением до 1 кВ — преднамеренное соединение открытых проводящих частей с ГЛУХОЗАЗЕМЛЕННОЙ НЕЙТРАЛЬЮ генератора или трансформатора в сетях трехфазного тока, с ГЛУХОЗАЗЕМЛЕННЫМ ВЫВОДОМ источника однофазного тока, с ЗАЗЕМЛЕННОЙ точкой источника в сетях постоянного тока, выполняемое в целях электробезопасности.

      Таким образом ЗАНУЛЕНИЕМ в данных системах очень сильно пахнет. Это и есть зануление. Об этом и говорит буква N.

      1. Сергей

        Правда в ГОСТ Р 50571.1-2009 п. 312.2.1 сказано, что в жилых домах разделение РЕ и N должно быть только в ВРУ.

    2. александр

      А если отгорит ноль до квартиры,а у вас зануление?? вы попадёте под потенциал,который будет на корпусе при включении прибора!! зануление в квартире-ЭТО СТРАШНОЕ ЗЛО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! а уж если зануляться,то к точке,где сечение по алюму не менее 16 и меди не менее 10 квадрат

  20. Александр

    Подскажите пожалуйста! Я подключил следующим способом:ноль выходит с эл.щетчика в вод.автомат заходит сверху туда же я подключил провод заземления от эл. приборов получается зануление.Правильно ли все сделал или зануление делается по другой схеме ? Дайте совет.

  21. Александр

    Скажите,а можно ли шину заземления проложить в одной траншее с пластиковой трубой воды (подачи в дом) если нет то по каким запретам? Спасибо за ответ!

  22. Александр

    Большое спасибо, действительно помогли:)

  23. Сергей

    На сколько я понимаю, если в многоэтажке применена система 3-фазная TN-C и заземляющий проводник, идущий в квартиру от этажного щитка, подключен, например, к PEN-проводнику перед счетчиком, а фазовый и нулевой после счетчика идут через автомат+УЗО, то при обрыве PEN где-нибудь между этажами или вообще между домом и подстанцией, на нулевом проводнике и заземляющем в квартире будет присутствовать фаза соседа. Присутствие фазы на нулевом проводнике страшно для бытовых приборов, а вот присутствие фазы еще и на заземляющем страшно уже и для людей. И у меня отсюда вопрос: если после счетчика при таком подключении поставить реле контроля напряжения, которое будет включать 3-фазный пускатель, а через каждый контакт пускателя пустить в квартиру фазу, ноль и заземление соответственно, то, по идее, при отгорании PEN реле контроля напряжения должно отключить пускатель и тем самым разорвать все три провода, идущие в квартиру, обезопасив тем самым и оборудование и людей. Будет ли работать такая защита?

  24. Толян

    Не согласен с понятиями автора и выражением:

    «……….по системе заземления TN-C-S или TN-S. В таких системах занулением и не пахнет.»

    Читаем ПУЭ 7:
    Система TN — система, в которой нейтраль источника питания глухо заземлена, а открытые проводящие части электроустановки присоединены к глухозаземлённой нейтрали источника посредством НУЛЕВЫХ защитных проводников.

    Или вот:

    Система TN-S — система TN, в которой НУЛЕВОЙ защитный и НУЛЕВОЙ рабочий проводники разделены на всём её протяжении.

    Отсюда вывод: В системах TN — только зануление.

    Теперь где бывает заземление, опять же ПУЭ-7:

    Система IT — система, в которой нейтраль источника питания изолирована от земли или заземлена через приборы или устройства, имеющие большое сопротивление, а открытые проводящие части электроустановки ЗАЗЕМЛЕНЫ.

  25. Сергей

    Добрый день!Подскажите,у нас в доме распред.щит находится на втором этаже в подъезде 4 квартиры. Дом 12 квартирный 3 подъезда,на общий рубильник проходит 3фазы соответственно с нулём.Нули от рубильника расходятся по щитам к которым они и прикреплены.Затем возле каждого
    подъезда забили по металлическому колу и толстой проволокой соединили колы и щиты,проволка которой привязывают пасынки к опорам.Получился вроде и ноль и заземление.Также ноль понятно идёт к щиту из квартиры.
    У меня 3х жильный провод.Заземляющую жилу можно цеплять или не стоит?
    Или оставить как есть фаза-ноль.
    Я живу на первом этаже и есть возможность в подвале забить кол 170см болтовое соединение,только необходимо на кухне в полу отверстие сделать,а как дальше сделать в квартире и каким проводником от кола до квартиры?Или пойдёт первый вариант.
    С ув.Сергей

  26. Данияр KG

    Здраствуй Админ, что токое глухое заземление? Не как не могу понять досконально. Надеюсь поможишь?

  27. Ludmila

    Здравствуйте!Можно протянуть общее заземление с одной фазы с нуля до автомата?

  28. Александр

    Термин «зануление» использовался исключительно в отечественной нормативной документации до ПУЭ 6 издания включительно. С переводом электротехнической нормативной базы на международные стандарты группы МЭК 364, этот неудачный термин больше не применяется. Поэтому, чтобы не запутывать и так достаточно сложный вопрос об использовании различных систем заземления, лучше использовать терминологию, принятую в ГОСТ Р 50571.2 (МЭК 364-3) и ПУЭ 7 издания.

  29. Хазар

    Для того чтоб разобраться что такое ноль а что такое земля советую почитать электротехнику а не ПУЭ.
    У меня на участке существуют дома с линейным напряжением 220 и фаззным 127 при чем нулевой провод напрочь отсутствует если кому он нужен используют землю.
    И вот прикиньте если при двухпроводной проводке кто то один провод киданет на ящик.ПУЭ чего об этом Говорит? :!:

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: