Ремонт автомобильного генератора своими руками

Главная электрическая деталь автомобиля – генератор, предназначенный для зарядки аккумулятора при движении автомобиля. Для этого он соединяется с коленчатым валом двигателя при помощи шкива.

Автомобильный генератор вырабатывает переменный ток, который затем преобразуется в постоянный при помощи диодов, входящих в его состав. Принцип же его работы такой: в ротор через щетки подается постоянный ток, пропорциональный напряжению на аккумуляторной батарее. Он создает в роторе магнитное поле. При его вращении в обмотках статора возникает ЭДС. Напряжение статора после выпрямления на диодах подается на аккумуляторную батарею и подзаряжает ее.

Чтобы генератор прослужил дольше и не преподносил сюрпризов, требуется контроль натяжения шкива. Ослабление приводит к проскальзыванию и преждевременному износу, сильное же натяжение увеличивает нагрузку на подшипники генератора и приводит к их выходу из строя.

Другого ухода за собой в эксплуатации генератор не требует.

Читайте также статьи про генераторы:

Ремонт автомобильного генератора: признаки неисправности

Если напряжение, вырабатываемое генератором, становится меньше напряжения на аккумуляторной батарее, или пропадает, в салоне автомобиля загорается лампа «Отсутствие заряда батареи». Появление этого сигнала указывает на необходимость проведения ремонта.

Принципиальная схема зарядки аккумулятора автомобиля
Принципиальная схема зарядки аккумулятора автомобиля

Есть неисправности, появление которых не влечет за собой появление сигнала. Внезапный разряд аккумуляторной батареи происходит в следующих случаях:

  • при кратковременных поездках на небольшие расстояния с большим количеством включенных электроприборов в автомобиле;
  • оставление автомобиля на стоянке на длительное время с включенной автомагнитолой (светом в салоне, фарами);
  • неисправном регуляторе напряжения генератора;
  • плохим контактом «массы» между минусом генератора и аккумулятора.

На последней неисправности остановимся поподробнее. В автомобилях минусовой вывод батареи подключается к кузову. Минусовой вывод генератора через корпус связан с двигателем, который тоже подключается к кузову гибкой связью. Нарушение этой связи или коррозия кузова приводят к появлению сопротивления на пути тока заряда. При напряжении 12 В оно существенно влияет, ограничивая этот ток. При этом контроль заряда батареи никак не реагирует на проблему. Но батарея заряжается неэффективно.

Признаки снижения заряда батареи:

  • на холостых оборотах двигателя при работе реле указателя поворотов напряжение в бортовой сети ритмично изменяется. Это видно по вольтметру на приборной панели (если он есть) или по свету фар.
  • внезапный отказ в работе втягивающего реле стартера, исчезающий после подзарядки аккумулятора;
  • напряжение, измеренное на батарее при заведенном двигателе, низкое и зависит от подключенной нагрузки.

Устраняется такой дефект соединением корпуса двигателя автомобиля с точкой подключения поводка от минуса батареи проводом, сечением 10-25 мм2. Его можно изготовить самостоятельно (для этого понадобятся два наконечника типа ТМЛ соответствующего сечения) или купить в магазине.

Разборка автомобильного генератора

Разборка генератора не вызовет затруднений. Для этого нужно

Снять генератор с автомобиля, очистить от загрязнений
Если потребуется добраться до переднего подшипника, открутите гайку крепления приводного шкива и снимите его. Не потеряйте шпонку.
Открутив крепежные винты, снимите регулятор напряжения и щеткодержатель
Открутите минусовой вывод генератора
Снимите шпильки, стягивающие части двигателя между собой
Используя отвертку как рычаг, отделите заднюю крышку от магнитопровода генератора и снимите ее.
Снимите диодную сборку с радиатором охлаждения

 

Разборка корпуса генератора
Разборка корпуса генератора

Конструкции генераторов для разных автомобилей отличаются друг от друга, подробнее процесс разборки описывается в инструкциях по ремонту. Перед разборкой корпуса рекомендуется пометить маркером взаимное расположение деталей, чтобы потом собрать их так же.

Устройство генератора
Устройство генератора
1Шкив
2Передний подшипник
3Передняя часть корпуса
4Задний подшипник
5Ротор
6Статор
7Задняя часть корпуса
8Защитный кожух
9Диодный мост на радиаторе охлаждения
10щеткодержатель

Рассмотрим критерии исправности отдельных узлов генератора.

Щетки и щеткодержатель

У исправного щеткодержателя щетки должны пружинить. Если пазы в нем забиты графитовой пылью, ее удаляют. Если щетки изношены и имеют недостаточную или неодинаковую длину, узел требует замены.

Диодный мост

Между элементами диодной сборки не должно быть загрязнений, нарушающих изоляцию. Исправность диодов проверяется тестером: в прямом направлении их сопротивление составляет десятки Ом, в обратном – бесконечность. Сопротивление в обратном направлении измеряется на максимальном пределе измерения сопротивлений. Если мультиметр не покажет обрыв – диод неисправен.

Расположение диодного моста на генераторе
Расположение диодного моста на генераторе

Обмотка статора

Обмотки статора не должны иметь механических повреждений и электрической связи с корпусом. Обрывы в них – редкость, так как провод используется толстый. Измерение изоляции относительно корпуса лучше произвести мегаомметром.

Ротор генератора

Проверяется сопротивление обмотки ротора тестером. Если обрыва нет, витки не потемнели и мультиметр не показывает чистого нуля – ротор исправен. Лучше сравнить измеренное сопротивление с паспортным или с сопротивлением ротора исправного генератора.

Поверхность контактных колец ротора должна быть ровной и гладкой.

Статор и ротор генератора
Статор и ротор генератора

Регулятор напряжения

Он проверяется только заменой на новый. Для большинства моделей регулятор меняется без снятия генератора с автомобиля.

Подшипники

У генератора два подшипника: передний и задний. Зазоры в них проверяются стандартными методами. Но стоит обратить внимание и на плотность посадки подшипников в корпус генератора, изготовленный из силумина. Если подшипник «сидит» в своем месте слабо, а вставляется и вынимается без применения инструмента, генератор придется менять.

При чрезмерном натяжении приводного ремня больше страдает передний подшипник. Увеличение зазоров в телах качения приводит к появлению затирания ротора о статор, повреждениям магнитопроводов и обмоток. Если к подшипникам есть хотя бы минимальные претензии, их лучше заменить. При выходе их из строя ремонт обойдется намного дороже.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Онлайн-журнал "Толковый электрик"
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: