Главная электрическая деталь автомобиля – генератор, предназначенный для зарядки аккумулятора при движении автомобиля. Для этого он соединяется с коленчатым валом двигателя при помощи шкива.
Автомобильный генератор вырабатывает переменный ток, который затем преобразуется в постоянный при помощи диодов, входящих в его состав. Принцип же его работы такой: в ротор через щетки подается постоянный ток, пропорциональный напряжению на аккумуляторной батарее. Он создает в роторе магнитное поле. При его вращении в обмотках статора возникает ЭДС. Напряжение статора после выпрямления на диодах подается на аккумуляторную батарею и подзаряжает ее.
Чтобы генератор прослужил дольше и не преподносил сюрпризов, требуется контроль натяжения шкива. Ослабление приводит к проскальзыванию и преждевременному износу, сильное же натяжение увеличивает нагрузку на подшипники генератора и приводит к их выходу из строя.
Другого ухода за собой в эксплуатации генератор не требует.
Читайте также статьи про генераторы:
- «Генератор переменного тока: автомобильный, бензиновый«
- «Принцип работы генератора переменного и постоянного тока«
Ремонт автомобильного генератора: признаки неисправности
Если напряжение, вырабатываемое генератором, становится меньше напряжения на аккумуляторной батарее, или пропадает, в салоне автомобиля загорается лампа «Отсутствие заряда батареи». Появление этого сигнала указывает на необходимость проведения ремонта.
Есть неисправности, появление которых не влечет за собой появление сигнала. Внезапный разряд аккумуляторной батареи происходит в следующих случаях:
- при кратковременных поездках на небольшие расстояния с большим количеством включенных электроприборов в автомобиле;
- оставление автомобиля на стоянке на длительное время с включенной автомагнитолой (светом в салоне, фарами);
- неисправном регуляторе напряжения генератора;
- плохим контактом «массы» между минусом генератора и аккумулятора.
На последней неисправности остановимся поподробнее. В автомобилях минусовой вывод батареи подключается к кузову. Минусовой вывод генератора через корпус связан с двигателем, который тоже подключается к кузову гибкой связью. Нарушение этой связи или коррозия кузова приводят к появлению сопротивления на пути тока заряда. При напряжении 12 В оно существенно влияет, ограничивая этот ток. При этом контроль заряда батареи никак не реагирует на проблему. Но батарея заряжается неэффективно.
Признаки снижения заряда батареи:
- на холостых оборотах двигателя при работе реле указателя поворотов напряжение в бортовой сети ритмично изменяется. Это видно по вольтметру на приборной панели (если он есть) или по свету фар.
- внезапный отказ в работе втягивающего реле стартера, исчезающий после подзарядки аккумулятора;
- напряжение, измеренное на батарее при заведенном двигателе, низкое и зависит от подключенной нагрузки.
Устраняется такой дефект соединением корпуса двигателя автомобиля с точкой подключения поводка от минуса батареи проводом, сечением 10-25 мм2. Его можно изготовить самостоятельно (для этого понадобятся два наконечника типа ТМЛ соответствующего сечения) или купить в магазине.
Разборка автомобильного генератора
Разборка генератора не вызовет затруднений. Для этого нужно
Снять генератор с автомобиля, очистить от загрязнений |
Если потребуется добраться до переднего подшипника, открутите гайку крепления приводного шкива и снимите его. Не потеряйте шпонку. |
Открутив крепежные винты, снимите регулятор напряжения и щеткодержатель |
Открутите минусовой вывод генератора |
Снимите шпильки, стягивающие части двигателя между собой |
Используя отвертку как рычаг, отделите заднюю крышку от магнитопровода генератора и снимите ее. |
Снимите диодную сборку с радиатором охлаждения |
Конструкции генераторов для разных автомобилей отличаются друг от друга, подробнее процесс разборки описывается в инструкциях по ремонту. Перед разборкой корпуса рекомендуется пометить маркером взаимное расположение деталей, чтобы потом собрать их так же.
1 | Шкив |
2 | Передний подшипник |
3 | Передняя часть корпуса |
4 | Задний подшипник |
5 | Ротор |
6 | Статор |
7 | Задняя часть корпуса |
8 | Защитный кожух |
9 | Диодный мост на радиаторе охлаждения |
10 | щеткодержатель |
Рассмотрим критерии исправности отдельных узлов генератора.
Щетки и щеткодержатель
У исправного щеткодержателя щетки должны пружинить. Если пазы в нем забиты графитовой пылью, ее удаляют. Если щетки изношены и имеют недостаточную или неодинаковую длину, узел требует замены.
Диодный мост
Между элементами диодной сборки не должно быть загрязнений, нарушающих изоляцию. Исправность диодов проверяется тестером: в прямом направлении их сопротивление составляет десятки Ом, в обратном – бесконечность. Сопротивление в обратном направлении измеряется на максимальном пределе измерения сопротивлений. Если мультиметр не покажет обрыв – диод неисправен.
Обмотка статора
Обмотки статора не должны иметь механических повреждений и электрической связи с корпусом. Обрывы в них – редкость, так как провод используется толстый. Измерение изоляции относительно корпуса лучше произвести мегаомметром.
Ротор генератора
Проверяется сопротивление обмотки ротора тестером. Если обрыва нет, витки не потемнели и мультиметр не показывает чистого нуля – ротор исправен. Лучше сравнить измеренное сопротивление с паспортным или с сопротивлением ротора исправного генератора.
Поверхность контактных колец ротора должна быть ровной и гладкой.
Регулятор напряжения
Он проверяется только заменой на новый. Для большинства моделей регулятор меняется без снятия генератора с автомобиля.
Подшипники
У генератора два подшипника: передний и задний. Зазоры в них проверяются стандартными методами. Но стоит обратить внимание и на плотность посадки подшипников в корпус генератора, изготовленный из силумина. Если подшипник «сидит» в своем месте слабо, а вставляется и вынимается без применения инструмента, генератор придется менять.
При чрезмерном натяжении приводного ремня больше страдает передний подшипник. Увеличение зазоров в телах качения приводит к появлению затирания ротора о статор, повреждениям магнитопроводов и обмоток. Если к подшипникам есть хотя бы минимальные претензии, их лучше заменить. При выходе их из строя ремонт обойдется намного дороже.